Номинации, награды, премии
Номинации:
Премия «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке
Премия «Независимый дух» за лучший иностранный фильм
Премия «Сезар» за лучшую мужскую роль второго плана
Премия «Гойя» за лучший европейский фильм
Премия Европейской киноакадемии за лучший документальный фильм
Награды: Кинопремии
1981 - «Золотой львёнок» за лучший первый фильм и приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Венеции за фильм «Помнишь ли ты Долли Белл?»
1982 - приз критиков на кинофестивале в Сан-Паулу за фильм «Помнишь ли ты Долли Белл?»
1985 - «Золотая пальмовая ветвь» и приз ФИПРЕССИ на кинофестивале в Каннах за фильм «Папа в командировке»
1989 - приз за режиссуру на кинофестивале в Каннах за фильм «Время цыган»
1993 - «Серебряный медведь» на берлинском кинофестивале за фильм «Аризонская мечта»
1994 - приз зрительских симпатий на кинофестивале в Варшаве за фильм «Аризонская мечта»
1995 - «Золотая пальмовая ветвь» на кинофестивале в Каннах за фильм «Андерграунд»
1995 - премия «Люмьер» (Франция) в номинации «Лучший иностранный фильм» за фильм «Андерграунд»
1997 - премия «Кинема Юнпо» (Япония) в номинации «лучшая режиссура в фильме на иностранном языке» за фильм «Андерграунд»
1998 - «Серебряный лев», «Малый золотой лев» и приз «Laterna Magica» на кинофестивале в Венеции за фильм «Чёрная кошка, белый кот»
2001 - приз кинофестиваля в Чикаго в номинации «лучший документальный фильм» за фильм «История на супер-восемь»
2004 - приз национальной системы образования Франции на кинофестивале в Каннах за фильм «Жизнь как чудо»
2005 - премия «Сезар» (Франция) в номинации "Лучший фильм стран Европейского союза» за фильм «Жизнь как чудо»
2005 - приз кинофестиваля в Софии в номинации «Лучший балканский фильм» за фильм «Жизнь как чудо»
Прочие награды
2005 год - премия Филиппа Ротье (см. раздел Дрвенград)
2007 год - Командор ордена искусств и литературы (Франция)
Лауреат премии Международного Фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» имени Святейшего Патриарха Алексия II за 2009 год (21 января 2010 года)
2011 год - кавалер ордена Почётного легиона (Франция)
2012 год - Орден Святого Саввы 1 степени (Сербская православная церковь)
2014 год - Орден Святого Короля Милутина (Сербская православная церковь)
2014 год - золотая медаль имени Федора Волков
8 гениальных фильмов одного из самых талантливых режиссеров современности
Жизнь как чудо
Время цыган
Андеграунд
Черная кошка, белый кот
Папа в командировке
Аризонская мечта
Завет
Помнишь ли, Долли Белл?
Эмир Кустурица:
"Если в неразвитом духовно обществе находится тот, кто плывет не по течению, ведущему в пропасть - его называют БЕЛОЙ ВОРОНОЙ и его клюют, т.к. слаб или ВОЛКОМ и такой человек меняет мир, т.к. у него сильная, дикая воля, способная противостоять идеологическому движению (западного) поезда и даже остановить его"
В культуре киноискусства - такой человек есть - это Эмир Кустурица. - Человек, который совершенно открыто говорит правду такой, какая она есть.
Вот каких людей не хватает нашей современности - патриотов, честных людей, не боящихся говорить правду и делать все возможное, чтобы все люди планеты двигались в сторону цивилизации, а не в безыдейную пропасть самоуничтожения, куда всех толкают мировые полицаи америки.
Каждому нужно брать пример того, как помочь возродить наши культурные традиции, как возродить Россию из пепла рыночных противоречий, основанных на западных ценностях подавления человека человеком, как остановить бег за рынком, который создает колонизизацию сознания Русского человека.
Интервью Эмира Кустурицы каналу Россия 24 (январь 2015)
Выдержки интервью:
"Единственное оружие, которое видится правильным западному капитализму - война и колонизация. Главная опасность для России в том, что они через Голливуд, через свою музыку, уже смогли частично покорить сознание Русских. И это меня очень беспокоит, как эта штука ослабляет вас. Но даже самые коварные стратеги запада не понимают, на сколько безбрежна способность Русского человека страдать".
"Их главная проблема - страх, они не разрешают никому обогатиться, это криминальное сознание, это как сознание бандитов, которые убивают конкурентов в городе, которые видят, что кому то удается заработать больше них. Они хотят быть мировым полицаем, что бы получать навар с любого дохода, который извлекается в мире - такова их система. Печально, что Путин, начал было наладить какую-то кооперацию с ними, а они, в какой-то момент, решили, что это должна быть подчиненность. Как у Европы, которая давно подчинена Америке, не свершая никаких действий без ее разрешений. Это и есть суть Евроатлантической идеи....
... Я верю в невидимую и непреодолимую силу истории, в её всемирное господство. Я знаю, что всегда есть что-то, о чем мы не знаем. Жизнь - как самый лучший фильм, история - как самое лучшее кино. Мы следим вокруг происходящего главного героя, а он вдруг в развитии событий делает то, что совершенно никто не ожидал. Именно так и будет с Россией. Может быть, сработает Евразийский рецепт или какой-то другой удастся реализовать, но Америка, в конце концов, выйдет из этой войны и придет в некую точку завершения своей тирании. Десять лет это займет или 20, но это кончится!"
Вопрос:
В мировой кинематографии - кто поезд, а кто волк?
Ответ:
"Мировая кинематография должна быть в равновесии с природой человека, это как производство еды. Вы же знаете, что еда есть сфальсифицированная и органическая, настоящая, и моя идея в том, что бы производить органические фильмы, которые будут созвучны тому, как человек воспринимает мир, который как бы нападает на нас и не оставляет равнодушными. Вот, например, когда зритель смотрит, скажем, голливудский фильм, он ведь даже может не смотреть его, т.к. его можно даже смотреть, зажмурившись, слушать этот звук хороший, впечатляющий и разницы между тем, что ты чувствуешь, зажмурившись, и между тем, что если открыть глаза, разницы не будет никакой, а фильмы, о которых я говорю, фильмы, которые действительно нужны человеку, вот их так как раз воспринимать невозможно, не получится, поэтому в поезде - все те, кто ведет мировое кино в пропасть, а волки - это те, кто все своей силой и своей дикостью останавливает поезд."
Вопрос:
Сейчас в мировой политике - кто поезд и кто волк?
Ответ:
"Волки - это мы, мы охранители, а поезд - это совсем не тот поезд, который пугал людей 100 лет назад в кинотеатре, люди пугались, потому, что не понимали, как он вот так движется на них. Это иной поезд, который уничтожает все, что является культурой, все, что оригинально. И это моя идея, нам нужно сражаться за волка нашей культуры. Волка отличает то, что он не хочет быть собакой, он не хочет делать то, что диктует ему Америка, волк не готов быть собакой, волк должен быть волком"
- Как можно противостоять попыткам колонизировать свое сознание?
- "Мы должны деколонизировать наше сознание. Центр культурной деколонизации. И это должно происходить параллельно с развитием экономических связей между Россией, Бразилией, Индией и Китаем. Вот этот процесс как раз и увенчается успехом. Всякие попытки как то подорвать экономику России, через обрушение цен на нефть - провальные. Ту же экономику Сербии, им удалось подорвать только через войну. Я боюсь войну, они всегда что-то такое сделают, чтобы затащить вас в войну. Я не военный стратег, но я знаю, что у России хватит сил защититься от этого".
"Мы можем построить красивый и лучший мир, но у нас одна проблема - мир делится на людей, у которых злые и добрые намерения. Я связываю себя с теми, у кого добрые помыслы, но сегодня в мире просыпаются вещи, от которых мы должны обороняться. Добру трудно пробить себе дорогу, построить мост - это как антибиотики, их придумали за 10 лет до начала 2 мировой войны, а внедрили только за 2 года до ее окончания. К великому сожалению, в мире пахнет очень большой войной, но я знаю, что Россия не даст этому случиться и не позволит разрушить свою культуру тем, для кого она не важна! Я так боюсь будущего, но я уверен, что мир выстоит на идее добрых дел, даже под самым сильным натиском зла!"
Версия интервью - "Кустурица интервью России 24"
Беда в том, что и Российская кинематография сегодня - полностью сейчас под влиянием Голливуда и запада, она теряет оригинальность и когда человек нынче прилетает в Москву и едет с аэродрома по городу, то он видит со всеми этими билбордами и декорациями город, более похожий на Хьюстон и это единственное, что вам не нужно делать! У вас великие традиции, великое искусство, у вас существует целое поле выдающихся фильмов, которые забыты в России. Это бег за рынком, который лишен всякого смысла, Россия никогда не была колонизирована, но в современном Русском человеке - все колонизировано, его ощущение, его сознание определяют голливудские фильмы. И тут он действительно на неправильном пути. И новые выходы, новые пути нужны сейчас, чтобы ваша культура как следует оборонялась. Тут нужно найти какого-то волка, который поведет вас правильным путем.
Версия интервью - "Эмир Кустурица: мы должны деколонизировать свое сознание"
Вы, Русские - такие же, как мы Сербы, когда я приезжаю в Москву, я на каждом шагу вижу эти соблазны - билборды, рекламы - все симптомы самого худшего, что дает капитализм. И в кино, вместо того, чтобы имитировать Пудовкина*, вы имитируете Рембо. Вместо того, чтобы прославлять своих героев, вы говорите языком самых примитивных, самых глупых фильмов. Я думаю, что Советский Союз - был очень серьезной, крепкой конструкцией, которая, в конечном счете, пропала из-за того, что в ней не была развита лёгкая промышленность, а была одна тяжелая. А человек любит жить, он не может только жертвовать и первая волна капитализма дает какие-то блага, но, в конце концов, большой комбинации стране, которая сопротивляется дальнейшей насильственной трансформации, уготованы санкции - в этом уловка. И Россия сейчас должна пройти эти санкции, что бы найти свой уникальный рецепт, свой путь вне американского. Мир - на пороге исторического сдвига, идет война с петродолларом. И если этот план Путина сработает, если ему удастся обрушить этот петродоллар, доказать, что он более не является валютой, содержащую хоть сколько нибудь объективную ценность, вот тогда мир и придет в совершенно новое состояние. Без этой победы дальше дороги нет.
* Пудовкин, Всеволод Илларионович - советский кинорежиссёр, актёр, сценарист, художник, педагог. Лауреат трёх Сталинских премий. Народный артист СССР. Член ВКП с 1939 года.